ФРАЗГРАФИЯ 

Прогрессивный метод быстрого ведения записей  

Теоретические основы фразграфии


Введение


На высшей ступени эволюции – на стадии перехода к homo sapiens – информационные потребности стали развиваться очень высокими темпами. И вот, для того, чтобы устройства переработки информации могли бы поспевать за этим быстрым ростом потребностей, обеспечивать его «технологически», понадобились должные «конструкции». В принципе эволюция могла бы пойти по уже известному, проторённому пути – надстраивать над корой больших полушарий некую «сверхкору», подобно тому, как сама кора была когда-то надстроена над подкоркой.


Однако темпы морфологической эволюции (т. е, развития «конструкций», занимающихся переработкой информации) оказались, по-видимому, недостаточными для этого. И тогда для решения эволюционной задачи нашлось другое решение: просто были перестроены отношения между двумя полушариями, которые уже существовали в достаточно «готовом» виде.


Из двух полушарий, которые у животных обычно дублируют друг друга, одно было «надстроено» - в функциональном отношении – над другим. Именно поэтому для человеческого мозга характерно столь мощное развитие многочисленных каналов связи между полушариями: эти связи обеспечивают новый (не свойственный животным) «вертикальный» тип отношений между полушариями.


Происшедшая «специализация» полушарий имела огромные последствия как для самого человека, так и для его отношений с другими людьми. В самых общих чертах последствия для человека можно определить так: «обновлённое» полушарие было превращено в аппарат приспособления к новой, культурной среде, состоящей из созданных человеком орудий, средств коммуникации и т.п.; оно стало также «органом сознания», рефлексии, речи, саморегуляции и самоуправления.


А теперь о такой важной черте человека, как наличие речи, возможности языковой коммуникации. Что даёт человеку эта возможность? Очень многое. И причём не только в плане общения людей друг с другом, но и в плане общения человека с самим собой, саморегуляции, самоуправления.


Если бы кошка захотела управлять своими чувствами, её бы постигла неудача. Для неё это было бы равносильно попытке поднять саму себя за хвост. Человек – другое дело: он может в достаточной степени управлять своими чувствами, потому что у него есть внешняя точка опоры – слово (фраза).


Главное – в «выгодности» надстройки информационных уровней: ведь «надстроенный» языковой уровень может работать (управлять нижележащими уровнями переработки информации) очень эффективно, ибо в его распоряжении появляются «внешние средства» передачи и хранения информации – звуки, знаки, символы.


В особенности эта эффективность возрастает при появлении письменности: информация теперь может храниться и в больших количествах, и очень долго (а порой надолго переживает ту культуру, которая её породила). Но есть у письменности ещё одна роль.


Слуховая скоропись основана на анализе звукового канала передачи информации. Сколько фонем (элементарных, информативно различающихся друг от друга звуков) должно быть в языке? По каким признакам человек опознаёт фонемы? Какова оптимальная звукоядерная (звуковое ядро это слогоподобное объединение звуков) структура языка? Каков оптимальный частотный диапазон человеческой речи – высота звуков, их тональность?


Как набор этих признаков использовать для минимизации исполняемой рукой скоростной графики? Как влияет письменность на локализацию речи, памяти, мышления в той или иной половине мозга? Как влияет скоростная письменность на развитие скорости обработки информации в мозгу?


Тип письменности определяет тип «надстройки» полушарий. Иероглифическая письменность, например, локализует речь, память и мышление в правой полусфере. Буквенная – в левой полусфере. Эти факты были подтверждены трудами военных медиков, обнаруживших, что азиат становится идиотом при ранениях правой половины головы, а европеец – левой.


Для индивидов, пользующихся способами скоростной письменности, пригодными для записи речи разных языков мира, выгода в том, что они получают регулярный тренажер на скорость трансляций информации (письмо - перекодировка из аудио в видео) из одной полусферы мозга в другую. При этом особенно выгодно использование фразграфных способов (отображение одним графическим компакт-знаком звучащего набора слов, предложения, любой мысли) для европейцев. Они уходят от последовательной обработки информации в нейронной сети головного мозга, свойственной буквенным системам письма, в сторону параллельной, свойственной иконическим. (Каждый иероглиф – иконка)


Так как мышление азиатов иконическое (зрительными образами), они находят фонознаки предложений (фразграфы) «не очень наглядными».


Фразграфия в отличие от стенографии не использует «условные сокращения» – слабосвязанные со звучанием однозначковые графические символы, которые надо зубрить. В стенографиях количество их доходит до 4500 штук. Что и сделало стенографии тупиковым вариантом развития письменности.


Фразграфию (при учебных занятиях в игровых формах) быстро и успешно осваивают школьники. Ведь для того, чтобы освоить, не нужно требование: «сначала пусть научится буквами писать». Это свойство «живописи звучащих смысловых сообщений» проверено при обучении в кружках, которые посещали заинтересованные школьники изучавшие «про запас», начиная с шестых классов и заканчивая выпускными.


Предупреждение. Очень трудно, практически невозможно, осваивать высокоорганизованные формы скоростной письменности ядострастцам (табакокурение и пр.). Опасность больных тадуманией подстерегает на действии врождённого сосательного рефлекса. Младенцы, насосавшись материнского молока, засыпают. Мозг младенца отключает кратковременную память. Тадуманы-курцы, насасываясь углекислым газом (отходы организма, которые выбрасывают лёгкие), в момент сосания освобождают от поступающей информации кратковременную память, не давая ей отсортировать необходимые информационные структуры для загрузки в долговременную. Итогом становится самоподдерживающееся недомыслие. Они даже не могут быть последовательны в поступках: знают о вреде ядов – и не могут остановиться. Становятся «созерцателями».



Часть первая


«Мотивация»


При слушании собеседника или при чтении, людей прежде всего интересует достижение понимания получаемого сообщения. Понимание, смысловое восприятие, зависит от умения выделить логическое ударение в содержании фразы.


Фонетисты изучали голосовые средства, с помощью которых передаётся в живой речи логическое ударение, важное для понимания. Это не только усиление голоса на выделяемом слове, но и создание высотных интервалов между словами, постановка паузы перед выделяемым словом. Если человек, произносящий или пишущий текст, придаёт особый смысл слову, и специально добивается сосредоточения внимания слушающего или читающего на важном слове, то такое ударение является логическим. Если же во фразе при её озвучении, скажем, чтении вслух, возникает и какое-то иное ударение (например, в конце речевого звена, «такта»), не связанное непосредственно с передачей особого смысла определённого слова, то это ударение не является логическим, и далее не анализируется.


Обычное для нас буквенное письмо представлено широко известными нормами графически фиксируемого языка. При этом примечателен факт, что изучение норм произношения и ударения в средней школе… растянуто на семь лет. И сводится, в основном, к рекомендации: «пользоваться орфографическим словарём».

Причина отсутствия внимания к «удару» в том, что графика буквенной записи избыточна, тяжеловесна и не приспособлена для отображения скоростных стилей произношения.


Дети осваивают устную речь с двух до пяти лет в разговорном и скороговорочном стиле. Но вот семь лет и пора идти в школу. Там, а порой и раньше, в семье, их знакомят с медленным, «слоговым» стилем произношения. Это необходимо для изучения буквенной письменности. Ведь ведение записей посредством букв это всегда «слогование» - последовательное, складывающее выписывание сочетаний букв. А в силу громоздкости, неизящности букв, скорость письма всего 15-25 слов за минуту. В возрасте десяти лет, в третьем классе, прекращается первичное освоение навыков письма. Начинается использование буквенной грамоты для получения знаний по школьным программам. Начинается автоматизация навыков и личный поиск возможностей писать быстрее. Как правило, путём выбрасывания половины предложения… что даёт возможность ведения записи со скоростью до сорока слов за минуту.


Лишь учёт ударности звуковых ядер устной речи, учет изменяемости звучания (подменяемости и пропадания отдельных звуков) при переходе от медленного стиля произношения к разговорному, а затем и к скороговорочному, использование оптимального графически алфавита (разумеется – не буквенного), позволит решить задачу скоростного ведения записей. И готовить «быстрописцев» желательно в школе. Желательно не оставлять будущих студентов на применении низкоскоростных способов письма.


Почему желательно? Да вот, хотя бы ещё и по этому…


Часть вторая


«Модальности»


«С рождением мозг обезьяны и человека весит 350 грамм. В зрелом возрасте мозг обезьяны весит 150 грамм, а человека – 1500 грамм».


В обычном классе из тридцати человек в среднем у двадцати двух достаточно развиты визуальные (В), аудиальные (А) и кинестетические (К) способности, так что характеризовать их в ВАК-категориях бессмысленно и непрактично. На другом конце спектра находятся два-три ученика, испытывающие трудности в обучении по причинам, не зависящих от профессиональных научающих стилей преподавателей (психологическая ситуация дома и т.д.). Оставшиеся четыре – шесть учащихся, называемые «трансляторы» - это только визуалы (во), только аудиалы (ао) и только кинестетики (ко). Некоторое время учёбы «трансляторы» работают достаточно функционально, но большую часть времени им необходимо прилагать большие усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в двух других. Любая информация, идущая через их сенсорную систему должна «транслироваться» в ведущую единственную модальность памяти. Поэтому, когда форма представления учебной инструкции, и её содержание, совпадает с их ведущей модальностью, они справляются прекрасно и иногда с блеском.


Пример. Ученик (ко) выполняет лабораторную работу достаточно адекватно, поскольку способен физически схватить концепцию, но он теряется, когда читает об этом в учебнике. Напротив, ученик (во) затрудняется в лабораторном опыте, в то время, как чтение учебника позволяет ему спокойно представить картину опыта. Ученик (ао) в небольшой группе читающих в задней половине комнаты прекрасно работает, когда на его уровне используется фонетический подход (пошаговый).


Указанные в примере (во), (ао), (ко) последовательно запоминают ту часть урока, которая предоставляется учителем в их ведущей модальности. Поскольку учитель может переключаться с ведущей модальности «транслятора» к другой модальности, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою ведущую модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (неспособность видеть и слышать информацию предоставляемую учителем). Как только трансляция завершена, ученик возвращается к внешней реальности. Таким образом, необходимость трансляции вызывает отключения от внешней реальности. В результате ученик имеет серию пробелов в информированности. Эти пробелы особенно очевидны в повторениях и контрольных.


Известно, что ученик (ко) приходит в школу. Годам к двенадцати он становится учеником (ао). Затем, возможно наступление фазы ученик (во). Еще в прошлом учебном году Маша и Миша испытывали «трансляционные» затруднения при получении знаний. Но, за летние каникулы увеличилась масса головного мозга, и в очередном учебном году они прекрасно справляются с программой обучения. Но все ли мы додали Маше и Мише?


Ведение записей это регулярная тренировка на скорость трансляций в нейронной сети. Здесь задействована кинестетика (рука), аудиальность (ухо) и визуальность (глаз) в полной мере. Но только, если способы записи – скоростные, высокоорганизованные. А Маша и Миша пользуются для формирования своего разума низкоскоростными, громоздкими способами… образца 913 года нашей эры.


Не удивительно, что при использовании низкорациональных форм письменной графики, в учебных группах школ исчезает возможность добротной состязательности при получении знаний. Детям, хорошо подготовленным семьёй для получения знаний в школе, нет возможности состязаться в добротных формах с теми, кто временно остаётся с преобладанием одной из предшествующих модальностей. А не состязаться – не могут. Возникают навязываемые ситуацией гиперболизационные формы состязаний. К использованию преувеличений очень склонны (ко)персонажи. Одной из разновидностей гиперболизации является сложная форма заикания - сквернословие (медицинский термин - копролаллия).


Полагаю, конфликтологам следовало бы обратить внимание на источник переразвития ненормативной лексики – свыше тринадцати с половиной тысяч лексем в ходу. Для сопоставления: в словаре Ожегова – пятьдесят восемь тысяч лексем. Заметить и оценить бы конфликтологам роль школ как «региона "освоения" » и заражения треском мата, где молодая учительница вынуждена произносить: «Пусть матерятся… только не при мне!» А что она может поделать?


Прочитал небольшое сообщение об успешном лечении сложных форм заикания, проводимом на стационаре, посредством … ведения дневниковых записей. Обычным способам лечения эти формы заикания не поддавались.

Подумалось: так вот куда приводит диссонансность между скоростными темпами устной речи и медленными темпами буквенной письменности. При такой несогласованности скоростей устной и письменной форм общения избыточная энергия учащихся используется в треске мата на стадионах, в школьных коридорах. Вот так форма «образования»… с недобротной состязательностью!


Раздражаемся мы, распаляемся… наступив на кошку случайно и услышав её "дикий крик". Даже пинаем и посылаем «автоматом» поток брани вслед летящему животному. Привычно агрессивно... А при высокой скорости трансляций вместо привычно-агрессивного «пыха» последовало бы: «Извини, кошечка…»


Извини меня, Орфографическая Комиссия при Российской Академии Наук, «добросовестно» действующая в течение более полувека и не ушедшая дальше регистрации изменений лексического состава языка. А где же понимание академиков, что письменность надо совершенствовать – орфография то для чего? Правильно, чтобы правильно писать… во всех стилях по темпу-скорости. Где Вы, прикладные лингвисты? Без вас так и будет в головах и народно-предпринимательском хозяйстве: «Хотели как лучше, а…» Что-то вы, уважаемые академики, исследователи родного языка, не ушли дальше только-буквенного применения принципа «Пишется – как слышится», и остановились, естественно, перед общественным возмущением от вашего пробного предложения: писать слово ЗАЯЦ как ЗАЕЦ. А ведь правы люди: «За что им деньги платят…»


Не слишком ли много стало вокруг нас двуногих обезьян, опрокидывающих на землю мусорные баки по утрам, и залезающих внутрь на четвереньках, в поисках «чего бы пожрать»? А не пора ли исправлять школьный конвейер, чтобы теряющих по жизни «вес и функциональность мозга» стало поменьше? С какими руководителями это возможно делать? С (ко) директорами, (ко)депутатами, (ко)управляющими исправление, пожалуй, невозможно. Что же, сами учителя не додали детям, выросшие при их участии люди, став (ко)руководителями, не обращают внимания на их нагрудные таблички с размытыми от слёз буквенными запросами: «Где наша зарплата?» А на прошение организовать отвоз мусора от стен родного ВУЗа, бросив на прокорм преподавателю мешок с мукой, предприимчивый выпускник произносит: «Купите себе мусоровоз, свой отвозите на свалку, и другим помогите… деньги счётом получите»


Сократ всю жизнь искал истину и, найдя очередную, предлагал её вниманию своих пирующих друзей. Всякий раз он слышал полемическое опровержение, заканчивающееся словами: «Сократ, ты нам друг, но истина – дороже!». Наконец он нашёл её, грязную и вонючую, принес к столу, вывалил прямо на столешницу перед носами пирующих друзей… И услышал: «Сократ… ты нам больше не друг».


Так, может быть, истина исправления школьного конвейера в том, чтобы дать возможность развиться добротной состязательности при получении знаний. Исключить саму возможность «равняться» учащимся класса на низкоскоростного саморазвлекающегося Деби…


Вопли, временами доносящиеся из студенческой группы: «Вы слишком быстро даёте, мы не успеваем (записывать)…» - можно предотвратить в школе. Для этого надо прекратить безобразие "преподаватель русского языка и литературы". Пусть преподаватель языка додаёт учащимся недостающие две трети скоростной грамотности. И не отвлекается на литературу.


Часть третья

«Море звуков»

Что мы слышим? Звуки природы и звуки речи. Некоторые звуки природы мы можем воспроизвести голосом. Наша речь тоже состоит из звуков. Звуки речи образуют слова, из слов получаются фразы. С их помощью мы общаемся друг с другом. Звуки устной речи на письме обозначаются особыми значками. Мы по привычке называем их буквами. Но есть особые значки, которые также служат для отображения звуков смысловых сообщений, фонознаки, сокращённо – фонки. Не путайте буквы и фонки! Правила выписывания фонок совсем другие, скорее нотные (трёхлинейный стан), нежели буквенные (однолинейный)!


Чем отличаются звуки человеческой речи разных языков от звуков природы? Звуки человеческой речи произносятся очень чётко, «членораздельно». Какие же языковые единицы изучает фонетика? В предмет исследований фонетики входит ударение, интонация. А также звуки фонетического алфавита, звуковые ядра, фонетические слова, речевые такты, фразы.


Вот определение звука фонетического алфавита: это кратчайшая звуковая единица, произносимая за одну артикуляцию.


Звуковое ядро это один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.


Фонетическое слово это ударное звуковое ядро с примыкающими к нему предударной и послеударной частями.


Речевой такт это отрезок речи между двумя паузами.


Фраза это набор фонетических слов отделённый паузой от других наборов.


Интонация это то, сколько пауз внутри фразы, на каком они месте, на какое слово падает логическое ударение.


Какие бывают звуки речи? Состоящие из одного голоса при открытом рте. Их называют гласные. В них совсем нет шума. А в согласных всегда присутствует шум. Шум образуется благодаря смыканию обеих губ, прикосновению передней части языка к верхним зубам, дрожанию кончика языка. Согласные различают звонкие и глухие. Глухие согласные состоят из одного шума.


Звуки-смыслоразличители. Многие из звуков фонетического алфавита имеют прямое отношение к значению. Они помогают различать слова. Если вы перепутаете эти звуки – смысл исказится. Такие звуки называются фонемами. Например, слово дом. Заменим в нём первый звук. Ком, лом, сом, том…Гласные и согласные фонемы прекрасно справляются с созданием самых разных по смыслу слов.


Оглушение и озвончение согласных


В сказочном многоголосом царстве звуков есть правила произношения. А изучают эти правила в науке орфоэпия.


Правило 1. На конце произносимых слов звонкие согласные звуки «оглушаются», то есть произносятся как парные им глухие.


Правило 2. В середине слова происходит процесс уподобления предшествующего согласного последующему, то есть:

  • перед глухими согласными звучат только глухие

  • перед звонкими согласными звучат только звонкие

Итак ОРФОГРАФИЯ – правильно пишу, ОРФОЭПИЯ – правильно говорю.


Свойство высоты голоса. Принято различать три регистра высоты голоса: верхний, средний, нижний.

Свойство высоты гласных звуков. Принято различать по высоте тона три тонали: высокая, средняя, низкая.

Каждый из гласных отнесён правилом Терне на свой частотный уровень.


Из чего состоит интонация?


Мелодика это повышение или понижение высоты голоса.

Логическое ударение.

Пауза.

Темп речи.

Основной тон произношения (высказывания)

Ритм.


Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

Способы выделения логического ударения.

В устной речи:

  • более громкое произнесение логически ударного слова

  • повышение или понижение тона на этом слове

  • пауза перед логически ударным словом

  • замедленное произнесение слова

Обычно используют сразу несколько способов выделения главного слова.

В письменах логически ударное слово может выделяться по-разному:


графически

  • наклоном, жирностью, разрядкой

  • знаком ударения

  • прописными буквами

  • восклицательным знаком в скобках

  • выделяющим тире перед значимым словом


лексически

  • выделящимися частицами (это, именно, как раз, только, лишь, единственно, исключительно, даже)

  • уточняющими синонимами

  • повторением слова

  • наречиями меры и степени (весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно)


позиционно

  • логически ударное слово в письменной речи, как правило, ставится в конце предложения.


Темп речи это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп речи зависит от индивидуальности говорящего и от содержания высказывания. Темп бывает медленный, средний и быстрый (слоговый, разговорный, скороговорочный).


Для пишущих буквами единица измерения – звук фонетического алфавита. Для пишущих фонками единица измерения - фонетическое слово. В итоге при пользовании буквами пишущий безотрывно и связно составляет знак одного слова, пишущий фонками безотрывно и связно – знак предложения - фразграф.