ФРАЗГРАФИЯ 

Прогрессивный метод быстрого ведения записей  

Инструкция по ведению школьного кружка скорописи

План проведения занятий необходимо составлять на основе оглавления самоучителя Ольги Сергеевны Александровой «Фоностенография или слуховая скоропись».

Необходимо просто представить общий перечень часов для начинающего руководителя - это 80 уроков. Занятия проводить по два урока, в итоге 40 встреч.

Стратегической целью занятий считать устранение громадного разрыва между скоростью письма учащимися стандартным способом и фонописьмом в массе, тактической же - подготовить конкретных школьников для будущего обучения в студенчестве, возможно с предложением им дополнительной программы обучения.

На первом занятии, после согласования с администрацией учебного заведения, (школы или там ещё какого-нибудь), когда выделяется время, когда приглашаются дети, в определённой аудитории, следует проводить на первом же уроке тестирование на скорость реакции.

Это два теста.

Предполагают они определить не только время реакции, но также инициируют соревнование между участниками, дети после такого тестирования относятся к предложению попробовать сложный вид деятельности - скоропись - не как первоклассники, которые сидят сложа руки и ждут, что им в рот что-то там положат, а как люди соревнующиеся активно и осознанно.

Тестирование сводится в первую очередь, к опусканию из рук помощника и ловле двумя пальчиками трёхсотмиллиметровой деревянной линейки.

Поймал на середине, значит время реакции - одна десятая секунды, поймал за верхний конец - значит время реакции две десятых секунды, не поймал вообще - значит реакция несколько замедленна.

Делается десять проб. Рассчитывается общее количество успешных поимок, а также, если есть желание, подсчитывается количество сантиметров - допустим, все десять раз время было 0.1, то есть среднее время тоже будет 0.1.

Тестирование проводится не для отсева учащихся, а в расчёте на то, что узнав свои результаты, ученик для себя определит, насколько сложно ему будет осваивать скоропись, способы быстрого ведения записи.

По окончании тестирования сразу начинают изложение нового материала.

Материал должен быть строго расписан по рисункам учебника-самоучителя.

При изложении материала настоятельно не рекомендуется называть любые знаки фонописьма "буквами" или проводить аналогию между буквенным и фонописьмом. Это вводит учащихся в стереотипное заблуждение и категорически мешает воспринятию материала.

Первый рисунок, как известно, содержит три строки, определяющие скорость произношения по начертанию. От этого рисунка и начинается изложение.

Следует учитывать, что с обучаемыми необходимо знакомиться сразу же, то есть стараться узнавать имена учеников и стараться называть их по именам. Если этого не делать, то неизбежен больший отсев по потере интереса. А когда к ученикам обращаешься по фамилиям, по именам, это им привычно и, соответственно, всё входит в норму контактного общения.

Не сразу, конечно, удаётся запомнить имена всех учащихся. Не сразу удаётся определить и социотип обучаемого. А определение социотипа важно, потому что если у ученика память работает на жесты, это одно, когда память ученика работает на аудиальное восприятие - это другое. И, наконец, часто встречаются ученики, которые воспринимают информацию визуально. Эти три свойства репрезентативной системы необходимо учитывать у обучаемых.

Но лучше всего на первом занятии стараться троекратно изложить один и тот же материал в разных школах - кинестетики для тех, у кого память кинестетическая, аудиально и визуально - с помощью таблиц, на которых изображены рисунки из учебника.

Таблицы желательно изготовить в формате 420х297 (прим. это А3), сделать достаточно крупными, по всем рисункам самоучителя.

Большинство таблиц будут посвящены слитным знакам.

Если занятия будут проходить успешно, то выяснится, что обучаемые осваивают весь теоретический материал не за сорок встреч, а за двадцать пять.

Сейчас будет понятно, почему это происходит.

При изложении теоретического материала в соответствии с картой сразу переходите к ведению записей на основе только что озвученной темы - вот я пишу, а вы смотрите как я это делаю, и так же пишите. Здесь важно не находиться длительное время спиной к ученикам, ведь пишешь обычно на доске, а постоянно обращаться к обучаемым по именам, задавать им вопросы по теме, чтобы пробудить реакцию и общение, чтобы они не засыпали, как это происходит на школьных занятиях при скучной диктовке.

На первом же занятии из двух уроков, второй урок должен быть фактически посвящён диктовке. Практическая часть во всех занятиях всегда будет в таком формате - диктовочной, с дополнениями в последующем в виде игр.

На втором занятии, оно начинается с трёхминутного опроса, и детям предлагается взять по половинке школьного листка и воспроизвести изображение карточки - воспроизведение надписи первого рисунка или последующих рисунков. И краткие самокомментарии.

Проверка производится так: ученик быстро заполняет карточку по памяти, и несёт её к столу учителя. Учитель смотрит, сразу же определяет сколько упущений сделал ученик, одно, две или три упущения, и укладывает в стопочку. Если ни одного, это будет пятёрка, если одно упущение - четвёрка, если два упущения - тройка, если три - то двойка.

Образуются четыре стопочки. На такую проверку уходит не более трёх минут, даже для очень большой группы, скажем из 30 человек. Далее, идёт краткое повторение старого материала, и изложение нового, очередного, по плану урока, учебного материала. Опять в трёх формах: визуально, аудиально и кинестетически.

Нужно стараться придумать наборы жестов для тех, кто кинестетичен, возможно прикоснуться к такому ученику, если это возможно, руками, его повернуть, изобразить какую-то фигуру своим туловищем, самому и ему; для аудиалов, само собой, рассказ должен сопровождаться показом на доске отдельных знаков. Как правило, фонознаков.

После подачи в трёх вариантах теоретических учебных материалов, вновь начинается практика ведения записи. Ученики уже немножко познакомились с частью фонознаков согласных, с тем правилом, которое используется в начертании, от Михаила Андреевича Терне, на первом занятии, но всё равно, возможно их придётся напомнить до окончания занятия.

Третье, четвёртое, пятое и так далее, занятия, проводятся в таком же режиме.

Группы обычно бывают смешанные, от шестого до одиннадцатый класс, и если от восьмого класса ученики могут сами сосредоточиться на изучении теоретического материала, то учащиеся шестых и седьмых классов нуждаются в поддержке.

Поддержка эта реализуется на основе подготовленных заранее учебных игр. Пятицвет, описание которого можно найти на сайте в описании соответствующей компьютерной игры, либо фонолото, ну а если есть доступ к компьютерам, то надо использовать игру «потерянная вывеска» в детском варианте, а также предложить учащимся карты с карикатурами, где можно прочитать уже надписи. Сигналом о том, что карта прочитана, обычно является смех обучаемого. Прочитав и поняв юмор, он смеётся.

Есть ещё возможность использования экзаменатора, с карточками по экзаменатору. Их можно снять с сайта, растиражировать и разместить в экзаменаторе. Всё описанное годится и для одиночного занятия - т. е. одного ученика. Так же, кстати, как и большие карты размером 420х297.

Настанет время, когда отдельные дети могут переписываться друг с другом, они разбиваются на пары и пишут один другому, то есть возникает обмен информацией. Это, как правило, уже десятое занятие.

Через некоторое время руководитель обнаруживает, что дети и читают и пишут пока ещё медленно. Достигается темп записи, фиксируемый школой для освоения буквицы. Это так называемый сорокознаковый порог скорости. Его преодолевают в ходе дальнейшей практики самостоятельно и в разной степени успешно. Кто серьёзно относится к осовению, тот преодолевает легко, кто не очень серьзно - просто остаётся на этом пороге сорока слов за минуту в отличие от буквичного, где двадцать или пятнадцать слов.

Занятия фактически завершаются предложением выполнить зачётную работу, переписав какой-нибудь рассказ в двенадцатилистовую тетрадку, или подобрать карикатуру с какой-либо надписью и перерисовать. Таким образом пополняется фонд учебных материалов для последующих занятий групп.

Детям можно отдавать теперь на каникулы тетрадки с рассказами, переписанными предшествующими учениками, для тренировки в чтении.

Если этого мало, обычно ещё используются более крупные, переписанные лично руководителем, произведения, в виде хрестоматии они представлены на сайте. Чтение следует тренировать на режиме с подборкой, то есть есть чтение, когда запись приведена в полное однозначное соответствие с орфографией, а есть записи, которые требуют в течение чтения немножечко подборку вот тут вот такой то звук.

После выполнения зачётных работ, стараешься привести студентов на какое-нибудь занятие, например на собрание уфологов, в дом евангелия, или на какое-нибудь собрание кришнаитов, чтобы они там пытались осуществить записи уже живой непосредственной речи.

Этого мога и не может быть много, но всё таки это … если конечно в месте, где собрание.

Всё, после этого занятия оканчиваются, осенью собираешь розданные тетради, и 96-листовые, и 12-листовые, и вновь можешь обращаться к администрации или того же учебного заведения, или какого-нибудь другого. В принципе, возможно обучение и в рамках существовавших в дворцах пионеров [кружков]. Ну как сегодня - неизвестно.

Вот практическая инструкция по обучению школьников от шестого до одиннадцатого классов скоростному алфавиту одноосновному графическому дубль-алфавиту, назначение всего обучения здесь для руководителя заключается в том, чтобы ликвидировать брешь, слабину(?) в образовании детей, дело в том, что две пятилетки детей обучают только лишь ведению записей на скорость максимум двадцать слов за минуту, что мотивирует навык громоздкого трёхосновного письма буквицей а здесь предоставляется возможность ведения записей одноосновным образом полностью по режиму скоростной орфографии то есть точь-в-точь то же самое, без отклонений норм и правил орфографии, идёт ускорение до 75 слов за минуту у наиболее серьёзных и хорошо занимающихся учеников.

Как правило, они себе изготавливают копии книги и расходуют время ещё и в домашних условиях. Такие обучаемые осваивали из практики за четырнадцать встречь, причём рука была твёрдой, писали очень красиво, каллиграфично.

В.А.Суховеев
Надиктовано 10.08.2019
converted to readable form by Sir Serge, w/o any stenography use. Оригинал: