ФРАЗГРАФИЯ 

Прогрессивный метод быстрого ведения записей  

ФРАЗГРАФИЯ 

Краткие основы теории


Заинтересовался "Теорией"? Желаешь раза в три, четыре, пять - уметь быстрее писать/читать? Здесь надо "разглядеь" правила использования графических эффектов. Как это? Смотри, как при выписывании получается производный узелок из базовых символов алфавита, то есть по каким правилам получается слитный знак "двойного алфавита". Когда осознаешь правила начертания/слияния - преодолеешь обычное заблуждение, что это "какая-то стенография". Никакой отбуквенной абракадабровости! Никакой расшифровки!  

У личности широта и гибкость мышления более успешно развивается благодаря скоростному чтению написанного! 

Анекдотичный факт: 

Царьки главпочтампта. После 2-х секундного совещания за дверями, бригадир и приёмщица фототелеграмм веером расходятся от двери. Приёмщица с листиком заполненным мною "кривописно" бланка фототелеграммы на вытянутой перед собою руке - подходит ко мне и произносит: - Вот, пишите расписку! Я ...не узнаю своего голоса (он пропал, сдавленно хриплю): - Как...у...ю... рас-писку? Приёмщица: - Что претензий не имеете, если ЦТ не примет! Я (придя в себя, звонко): - Девушка, кто принимает, Центральный Телеграф или Вы? Приёмщица с силой бьёт по рычагу механического кассового аппарата и произносит, подавая чек: - Всё равно ЦТ не примет! Фототелеграмма дошла до автора слуховой скорописи. За буквенную телеграмму с равным количеством слов мне пришлось бы заплатить 4 рубля, а фотка обошлась в 25 копеек!

Примечание: 

Излагается материал системы Терне-Александровой (ТА). Система ТА названа так в честь Михаила Андреевича Терне, основоположника нотной письменности и Ольги Сергеевны Александровой, создательницы графики алфавита, отображающего автоморфными знаками как внутрисловную, так и межсловную изменчивость произношения (сандхи).
ФРАЗГРАФИЯ - не стенографический сухостой, мучающий десятилетиями желающих быстро писать и легко читать.


Содержание

Скоростная письменность - что это?
Живопись звучания
Сетка
Примитивы
Ключ алфавита
Основные фонознаки
Мера
Рост знаков
Позиционирование по правилу Терне
Знаки ротооткрывателей (голоса)
Обратные звукоядрa
Прерывистые звукоядра
Закрытые звукоядра
А ну - ка, попробуем!
Полумерный знак
Восклицание, перенос
Cлитные знаки
ФОРОПОНАСО
Особенность произношения
Тормоз
БОГ
Правила безопасности
Приставные значки
Размещение листа

Авторские права

Скоростная письменность - что это? 

А где оркестр, где цветы?

Здесь предлагается новаторская технология письменности. Технология,позволяющая вести запись устной речи, звучащей на разных языках! Запись с производительностью (измеряемой количеством слов за минуту) приближающейся по мере повышения автоматизма движений пальцев с пишущим устройством к скорости произношения самого пишущего.

ФРАЗГРАФИЯ - мощный ТРЕНАЖЁР для повышения скорости трансляций в нейронной сети, и увеличения скорости мышления для практически осваивающей её личности!


Рисунок содержит фонознаковую надпись:
"А где оркестр, где цветы...?"

Живопись звучания 

Какая же она, живопись звучания? Может, это СПЕЦИАЛЬНЫЙ вид письма? Нет. Это и не делопроизводственная стенография, и не переводческая скоропись. Это - скоростная грамота. Ведь в школах изучают только графику письНАШАМАМАменности "от Кирилла с Мефодием

Что же это за алфавит, отображающий СТРУКТУРУ звучания устной речи?

Структура звучания устной речи характеризуется слитностью (до пяти лет ребёнок овладевает всеми стилями слитного произношения: медленный, разговорный, скороговорочный). Звучащие слитно звуковые ядра АККОРДЫ (объединения звуков) имеют тональность.

Звуковые ядра при произношении выделяют различным образом: напряжением губ, более сильным выдыханием, увеличением продолжительности звучания. Выделенные звуковые ядра называют ударными. Ударными могут быть звуковые ядра любой тональности: высокой, средней и низкой. Чередование различных звуковых ядер в звучащем высказывании всегда непрерывно.

ВЫВОД. Так и писать фразграммы надо не делая отрывов от бумаги - непрерывно-беспробельно.

Не стоит терять времени на подъём и опускание "пера"!

Использование самопрослушивания: перед написанием обязательно произносите фразу в том стиле, который хотите отобразить.

ФРАЗГРАФИЯ позволяет избавиться от надобности изобретать "условные буквосокращения". Как и в буквенной письменности, их около сорока штук.

Сетка

Сетка служит для показа примитивов и построенных на их основе знаков двойного алфавита.

Основные точки и соотношения размеров остаются неизменными при любом собственном размере сетки. Собственный размер сетки по вертикали назовём мера. Мера у каждого пишущего определяется им самим: достаточно написать курсивом прописную букву (например, букву "и") и измерить, сколько миллиметров она составляет.

Сетку надо хорошо представлять себе зрительно именно такого размера.

На рисунке показана одномерная сетка

Сетка

Примитивы

Штрихи с чётко обозначенными началом и концом, размещённые на определённых местах сетки называются примитивами. Точка начала касания карандаша к бумаге называется входом, а окончания касания - выходом. Направление начертания на всех рисунках обозначено стрелкой, направленной от входа к выходу. Примитивы послужат для построения слиянием всех компакт-знаков алфавита скорописи.

"Основой" всех компакт-знаков звуковых ядер является базовая линия - вертикальный штрих, полу- или полутора-мерной величины.

Базовая линия

Знаки любой сложности содержат пристраиваемые к основе элемент- штрихи:

закругление верхнее:
Закругление верхнее
остриё верхнее:
Остриё верхнее
отгиб верхний:
Отгиб верхний
отгиб нижний:
Отгиб нижний
остриё нижнее:
Остриё нижнее
закругление нижнее:
Закругление нижнее

Ключ алфавита 

Пристроив все штрихи к основе сверху и снизу получим ключ алфавита. На этом и других рисунках части штрихов, изображённые пунктирной линией, не имеют однозначно определённой длины и траектории.

Эта схематическая фигура "Эмблема" ФРАЗграфии:

Эмблема фразграфии

Основные фонознаки

Комбинируя слиянием верхние и нижние штрихи, получаем девять основных форм (автоморфов):

Основные фонознаки автоморфные

(формами называем потому, что игнорируем рост - размер, автоморфами потому что слияние будет основным средством минимизации графики). В полученной таблице все знакоформы, размещённые по строкам, "кончаются" каким-либо штрих-элементом, а размещённые по столбцам, "начинаются" каким-либо штрих-элементом. Присваивая каждой форме звучание, обнаруживаем, что девяти форм недостаточно.

Вводим "петельные" примитивы: 

петля простая:
Петля простая

петля, расширенная вправо:
Петля, расширенная вправо

Внимание! Тщательно выписывайте "провальчик". Если это не научиться делать при пока ещё медленном начертании, будет происходить "выпучивание" на бОльших ("бОль - ших" - здесь не слог "бОль", а удАрное звУковое Ядро) скоростях ведения записи.

овал:
Овал

Присвоив полученным с помощью этих примитивов формам "сегмент звучания", завершаем построение основного автоморфного алфавита.


На рисунке представлены формы, образованные на основе петелек:

Формы на основе петелек

Мера

Для ведения записей очень удобно представить меру в виде двух горизонтальных линий, находящихся друг от друга на найденном измерением ранее расстоянии. Строчная линия поможет в чтении. Верхняя линия поможет контролировать рост (соответствует "глухости-звонкости" и высоту (соответствует тональности) положения знаков по отношению к строчной линии.

Мера

Рост знаков

Если звучание звонкое, то отображение этой звонкости в двумерном росте формы данного знака:

Двумерные фонознаки

Если звучание глухое, то начертательное отображение в одномерном росте формы данного знака.

Одномерные фонознаки

Отображение раскатистого звучания "Р" всегда полумерного роста.

Так как все представленные знаки отображают звуки, образованные при закрывании рта, их можно назвать "знаки ротозакрывателей РЗ" (в буквах - согласные).

Позиционирование по правилу Терне

Выписывание знаков РЗ на, над и под строчной линией помогает обходиться без значков, отображающих ротооткрыватели РО. Пишем без значков РО! Позиционирование фонзнака зависит от тональности (высоты звучания аккорда) звукового ядра. Знаки звуковых ядер высокой тональности помещаем при написании над строчной линией, средней тональности - на строчной линии, низкой тональности - под.

Правило Терне позволяет обойтись без отображения специальными знаками (а они есть, но только для одиночных, звучащих изолированно) наиболее часто встречающихся в живой речи звуков РО.

Правило Терне
Обновлённое правило Терне

Беззначковость, достигаемая НОТНЫМ позиционированием, позволяет минимизировать графику вдвое. Причина этого в том, что РО имеют текстообразовательную способность свыше 51%. Позиционирование производится выписыванием низа знака (низ знака - место, где разместилась бы капля воды, если окунуть в неё знак не отклоняя от вертикали) то на строчной линии, то с подъёмом на полмеры, то с опусканием на полмеры. Начинающим для облегчения чтения изолированных, одиночных слов можно использовать графические эффекты "ожирновка" и "точки" над символами правила Терне. Но надобность в эффектах даже для начинающих мала. Нужна, например, в случае незнакомых по звучанию слов: "Хвантдальнукюр - вулкан в Исландии". А для фразграмм - эффекты попросту лишние.

Хвандальнукюр - вулкан в Исландии

Знаки ротооткрывателей

Возможно ли записать всё, пользуясь тем, что уже известно?

Нет. Слова с открытыми, прямыми (обозначим их: ТО) звукоядрами "мама", "папа", "молоко" получатся:

Мама, папа, молоко


А как быть в случае, если надо записать слова "и", "Яуза", "папайя"?

И, Яуза, папайя


Для этого используются Графические знаки ротооткрывателей (гласные-одиночки).

Гласные - одиночки

Обратите внимание на то, что формы значков различны при отображении звучания начала и конца слова. Конечные значки РО приписываются к последнему знаку РЗ, т.е. не имеют позиции. Начальные значки РО либо приписываются к верху РЗ, либо позиционируются по отношению к строке, как указано в таблице для столбца "Hачальный".

Обратные ядра

Обратным называется звуковое ядро имеющее на первом месте в звучании РО, а на втором - РЗ. Обратное ядро (ОТ) обозначается приёмом "перечёркивание основы чёрточкой". (На рисунке отображено слово "им".) В принтовом варианте "перечёркивание одной чертой".

Им

Прерывистые ядра

Прерывистым называется звуковое ядро, имеющее на первом месте в звучании РЗ, на втором месте "смягчение" или "отверждение" РЗ, а на третьем месте РО (ТЪЬОТ). Прерывистое звуковое ядро обозначается приёмом "перечёркивание основы овалом". В принтовом варианте - перечёркивание двойной линией.

бью

(На рисунке представлено слово "бью".)

Закрытые ядра

Закрытым называется звуковое ядро, имеющее на первом и третьем местах в звучании РЗ, а на втором - РО (ТОТ).

Закрытое звуковое ядро обозначается приёмом "опускание и растяжение" знака, находящегося на третьем месте РЗ. Делается это для отдыха пальцев пишущего (можно не позиционировать) и для облегчения чтения (узелки слов хорошо заметны - значительно удлиняется соединительная линия идущая от нижнего конца опущенного да ещё и растянутого вниз знака РЗ, что позволяет легко видеть положение слова в связных знаках предложений).

На рисунке представлена фраза: "Им бью челом" - со всеми четырьмя типами автоморфов.

им бью челом

Попробуем!

Попробуйте написать эту фразу: "А ну - ка, попробуем!":

А ну-ка попробуем!

Старайтесь выписать основу (базовую линию) как можно вертикальнее! Отклонение не должно превышать пятнадцать градусов. Отклонение от вертикальности на больший угол создаст трудности при чтении: ведь соединительные внутрисловные линии так же получаются с наклоном от вертикали около пятнадцати и более градусов. Пользуйтесь цанговым карандашом с диаметром графитового стержня не более полумиллиметра. Насадите "седло" для пальцев. Чтобы хорошо получалась основа, чтобы основа была близка к вертикали, возьмите карандаш так: Пусть три Ваших пальца продолжают держать его корпус, но отодвиньте седло миллиметров на сорок - пятьдесят от кончика карандаша. Отдаление нужно для обеспечения безнажимности (сильно нажимающий - быстро писать не сможет!). И ещё, приподнимите указательный палец, удерживая карандаш другими, и пропустите верхнюю часть корпуса карандаша под указательный палец. "Седлом" (на фото) служит Сальник MG10 (кабельный ввод)

Зажав корпус между средним и указательным пальцами согните их так, чтобы карандаш оказался расположенным вдоль строчной линии. Удерживая карандаш именно так, вы сможете писать в правильной, полезной для зрения и здоровья позе. Следить вам придётся лишь за тем, чтобы локти находились на столешнице, да ноги были задвинуты как можно глубже под неё.

Полумерный знак

Любую форму можно начертить полумерного роста. А если её поместить так, чтобы строчная линия пересекала её точно посередине (ну прямо как кусочек мяса на шампуре!), то получится приём для отображения ротозакрывателей - одиночек: слова "В", "К". Например, однозначковое слово "всё" (без уменьшения до полумерного роста):

всё

Здесь в роли "одиночки" оказалась полумерногo роста "форма звука "в"".

Восклицание, перенос

Часто встречаются знаки восклицания: "?", "!", знак переноса "-".

Вопрос, восклицание, перенос

Соединительные знаки выполняются всегда снизу вверх от конца последнего знака предложения.

Слитные знаки (вторичный, производный алфавит)

Слитными знаками называются знакоформы, автоматически образуемые из двенадцати основных форм без применения соединительной линии между ними. Знакоформ, образованных без соединительной линии, всего двадцать восемь. Но отображают они звучание ста семидесяти пяти пар РЗ. Причём эти пары не являются случайными. Выделены именно те, которые встречаются наиболее часто в звучании живой речи на разных языках и, кроме того, они добавляют графическую комфортность в начерк (такие знаки легко читать и писать). Автоморфизм сдвоенных слитных знаков позволяет добавлять и третий знак РЗ, а порой и четвёртый, пятый. Здесь показаны только сдвоенные слитные знаки. Практика показала, что пишущие сами формируют мощные слитные (строенные и т.д.), если ознакомились с форматированием сдвоенных слитных.

Минимум правил слияния упомянем. При рассмотрении начертаний слитных знаков обратите внимание на то, что они образованы из частей основных (автоморфно). Причём верхняя часть слитного знака отображает звучание первого в паре РЗ, а нижняя часть - звучание второго в паре РЗ. Для очень часто встречающихся звукосочетаний, в которых вторым звуком идёт "н", использован приём уменьшения основной формы находящегося впереди в звучании РЗ до полумерного размера. Смотри таблицу для БН.

Остальные правила образования слитных можно разглядеть на таблицах сдвоенных слитных.

Б+
В+
Г+
Д+
Ж+
З+
К+
Л+
М+
Н+
П+
Р+
С+
Т
Ф+
Х+
Ц+
Ч+
Ш+
Щ+

ФОРОПОНАСО

- Что такое ФОРОПОНАСО?

- Это буквенное сокращение от последовательности слов:ФОрма, РОст, ПОзиция, НАклон основы, СОединение.


- Что стоит за ним?

- За словом ФОРОПОНАСО стоит алгоритм скоростного чтения и начертания фонознаков смысловых сообщений.


- Как надо читать фонознаки?

- Старайтесь разглядеть в первую очередь ФОрму всех знаков, составляющих связно написанный фонознак предложения. Часто для прочтения достаточно только этого. Далее, смотрите РОст, ПОзицию, НАклон основы, СОединительную линию. Попробуйте не нарушать этот порядок попытками "догадаться по смыслу". С другой стороны, не задерживайтесь при чтении долго на узелках слов с неясностями. Знаки предложений несут громадную смысловую избыточность. Но чтобы легко извлечь смысл, рекомендуем произносить вслух всю фразу. Читаем вслух что написано "в целом", даже при отсутствии единичной огласовки. Произнося обязательно БЫСТРО АЭ, УО, ЫИ (групповая огласовка) и получая искажённое звучание, легко потом "вставить" йотаты. Если не привлекать свой слух к чтению, то скорость чтения будет нарастать медленнее. И может случиться - вообще не сможете читать фонкотексты. Это - не буквенное письмо! Здесь нотное обозначение ВЫСОТЫ звуков. То есть чтение по ТОНАЛЯМ.


- Как надо писать фонознаки предложений?

- Перед начертанием ФРАЗГРАММЫ надо мысленно представить используемые формы, (их рост, позицию и, что поначалу самое сложное, направление и длину соединительной от неё к следующей форме). Где то у следующей будет начало? Туда и надо "выстрелом" пера привести конец линии соединения.

- Чем отличаются линии соединения друг от друга?

- Все линии соединения внутри слов идут круто снизу вверх (угол по отношению к строке больше 45 градусов), а между слов внутри предложения идут полого снизу вверх (угол по отношению к строке меньше 45 градусов). Впрочем, иногда встречаются "неудобные" соединительные линии, идущие сверху вниз. Но, если держать правильно пишущее устройство - никакого неудобства.

- Так ли уж важен алгоритм?

- Пожалуй, очень важен. Первоначальная замедленность чтения и письма наиболее быстро преодолевается с его использованием. И, что интересно, чтение, доведённое с его помощью до автоматизма, при осмотре ФРАЗГРАММЫ (знак произнесённого набора слов) даёт ... интересное ощущение мгновенного узнавания, как будто тебе кто-то только что произнёс эти слова. Это - особенность слухового метода.


Как произносить при чтении ФРАЗГРАММ? "Парами" основных и "выбором" йотированных!

Произносите БЫСТРО при чтении в первую очередь для средних тонов пару звуков АЭ.
А для звуковых ядер низкого тона произносите в первую очередь пару УО.
Равно как для высоких ЫИ. Произносите БЫСТРО основные друг за другом, не прерывая, лишь меняя густоту звучания (слитный стиль). Во вторую очередь подставляйте (мысленно) йотированные. Самый смыслоразличительный йотат Е, с него и надо начинать выбор (для средней тональности). Из йотированных чаще встречаются те, что находятся справа в правиле Терне - Е и Ё.

Быстрота произношения помогает узнать слово без запинок и МЫЧАНИЯ "по школьному", происходящих при чтении ПО СЛО ГАМ. Выбор из четырёх гласных (слоговый стиль) неуместен. Фонки читаются не как буквы кириллицы! Даже искажённо произносите вслух - слушатель вас поймёт! А уж сами себя - тем более!

Тормоз

Старайтесь не произносить "про себя" во время и после написания. Мы привыкли это делать в слоговом стиле. Скорость написания при этом "задана" школьной привычкой к медленновыписыванию громоздких букв. И составляет максимум сорок слов за минуту. Такой "производительности" достигает пишущий порчей буквенного почерка и выбрасыванием половины (!)того, что слышит. Отвлекайтесь от "про себя произношения" повышением внимательности к красоте и точности начертания, каллиграфичности знаков. А скорость - будет!

БОГ

Произносите в ходе тренировок ДО начертания БЫСТРО, ОТЧЁТЛИВО, ГРОМКО.

Действуйте по формуле БОГ!Произносите: Быстро! Отчётливо! Громко!

Представили зрительно ФРАЗГРАММУ? Представили движение карандаша и моторику пальцев?
Пишите.

И да поможет Вам БОГ!


Правила безопасности

  • Пишите только интересное

  • Пишите только в хорошо освещённом и проветриваемом помещении.

  • Во время письменного труда (даже маленького) держите тело и мысли незакрепощёнными.

  • Сохраняйте наступательность по отношению к тому, что пишешь.

  • Прекращайте писать при первом сигнале о функциональном расстройстве - возникновении мысли "надоело". И о физических нагрузках - не забывай!

    Внимание: ни одно из этих правил не может быть нарушено без вреда для здоровья пишущего.

Приставные значки

Приставные значки П+Р и П+Л выглядят как конечные "Й" и "Я", но пишутся только на уровне начала следующего знака и только в виде приставок, то есть, только в начале слова.

Приставные значки заменяют собой слитные ПР и ПБ в начале слов.
Совершенно аналогично выглядят и используются приставные значки Б+Р и Б+Л.

Размещение листа

Расположение листа проверять так: коснуться начала строки, "заморозить" руку, перенести к концу. Получилось? Отлично!

Слуховая скоропись - это просто!


Авторские права

Краткое изложение теоретического материала фразграфии и подборка иллюстраций: Суховеев В. А.


Для связи с автором звоните 8 913 368 66 52

E-mail: condenscript@yandex.ru